Банки.ру,
7 марта 2017 г.
Работа не волк, в полис не убежит
726 просмотров
На днях Министерство труда РФ выступило с инициативой вернуться к системе страхования от безработицы по аналогии с существовавшей в 1990-е годы, чтобы увеличить финансирование выплат пособий в пять раз — с 34 млрд в 2017 году до 200 млрд рублей. Есть ли смысл в этой идее и каковы ее шансы на успех?
Пособники пособия
Сейчас средства на выплату пособий выделяются из федерального бюджета: в 2016 году на эти цели было отведено 41 млрд рублей, в 2017-м — 34 млрд рублей. Этого катастрофически мало: минимальная выплата составляет 850 рублей в месяц, максимальная — 4 900 рублей. То есть гарантировать хотя бы прожиточный минимум безработным не представляется возможным.
Идея министра труда Максима Топилина состоит в том, чтобы переложить заботу о безработных на плечи работодателей — заставить их отчислять 1% от фонда оплаты труда (ФОТ), как это было в 1990-х годах (вплоть до 2001-го). Тогда размер обязательных отчислений составлял 1,5—2% от ФОТ, шли они во внебюджетный Фонд занятости, который и платил пособия — с большими перебоями.
«Система страхования от безработицы в России «благополучно» умерла в 2001 году из-за полной неэффективности, — напоминает Петр Пушкарёв, шеф-аналитик ГК TeleTrade. — Денег фонд занятости собирал явно недостаточно, потому что работодатели от высоких налогов уклонялись, массово зарплаты не показывали. А отдавал безработным этот фонд еще меньше: очевидно, потому, что большие суммы поглощал аппарат».
Из-за бурного роста безработицы к концу 1990-х большинство регионов выдавали пособия товарами и услугами, а те деньги, что начислялись, зачастую выдавались на руки с задержкой до двух лет. «Безработных сейчас, конечно, не в пример меньше, а порядка в стране больше. Но думаю, что и теперь возврат к этой идее реально высокого уровня пособий по безработице не обеспечит. Просто появится источник финансирования, помимо бюджета. Но вопрос, будет ли в выигрыше экономика», — говорит Пушкарёв.
По расчетам Минтруда России, если будет принято решение о введении страхования от безработицы, тариф не превысит 1%. За счет этого фискального маневра, по мнению Минтруда, можно увеличить фонд пособий для безработных в пять с лишним раз и довести до 200 млрд рублей. При условии, что выплаты пойдут только 800 тыс. официально зарегистрированных и получающих пособие, получается по 250 тыс. рублей в год на человека.
Минтруд считает, что из этого же фонда можно выплачивать задолженности по зарплате работникам компаний-банкротов, если средств от продажи активов компаний недостаточно для покрытия долгов по зарплате. А это уже совсем другая история. В то же время, согласно разрабатываемому сейчас законопроекту, число получающих пособие может в ближайшие годы серьезно снизиться и уж точно окажется меньше числа официально зарегистрированных на бирже труда — 929 729 человек (на 1 марта 2017 года).
Кто такой «безработный»
Что будет с теми, кто ищет и не может найти работу впервые или хочет возобновить трудовую деятельность после перерыва, пока не совсем понятно: Минтруд намерен пересматривать правила распределения пособий уже в этом году, вне зависимости от того, будет или нет возобновлено страхование от безработицы.
Ведомство разработало законопроект, который предусматривает изменение понятия «безработный», пересмотр категорий получающих пособие, а также сроков выплаты пособия по безработице. В частности, подразумевается снижение числа неоднократных регистраций граждан в качестве безработных с целью получения пособия, а не с целью трудоустройства, сообщили в Минтруде.
«Мы предлагаем изменить сроки и периоды выплат, чтобы увеличить пособия по безработице. Несмотря на то что мы фактически сокращаем периоды и сроки выплат, а также предлагаем не выплачивать пособие, например, впервые ищущим работу, за счет перераспределения имеющихся средств (около 40 миллиардов рублей в год) мы планируем повысить пособия тем, кто потерял работу, например, по сокращению, и тем, у кого в 12-месячном периоде до обращения в службу занятости был заработок в течение шести месяцев. По нашим оценкам, максимальный размер пособия может составить в этом случае 8 тысяч рублей в месяц», — говорится в официальном ответе министерства на запрос Банки.ру.
Сейчас пособие по безработице назначается «всем гражданам, признанным в установленном порядке безработными, как имевшим оплачиваемую работу до наступления безработицы, так и впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия».
«Безработными», согласно закону о занятости населения в РФ, считаются «трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней». К этой категории не относятся дети до 16 лет, пенсионеры и осужденные.
«Кошмаря бизнес», мы заставим страдать всех»
Возврат к страховой системе предварительно намечен на 2020—2022 годы, но Минтруд до сих пор не определился с ключевым вопросом: где взять деньги? Как работодателям найти эту долю, которая сможет обеспечить замещение федеральных денег на пособия? И представители бизнес-сообщества, и федеральные министры финансово-экономического блока давно уже признают: нынешняя нагрузка на ФОТ непомерно высока, и с этим нужно срочно что-то делать. По крайней мере к 2018 году, когда закончится четырехлетний мораторий на налоговые изменения.
«Финансовая нагрузка сейчас является одним из важнейших тормозов для экономики, — считает директор Института актуальной экономики Никита Исаев. — По данным Всемирного банка, отечественные предприниматели совершают отчисления объемом в среднем 47% прибыли. Это налоги и прочие неналоговые сборы, которые имеют все признаки налогов, хотя и называются иначе (торговые сборы, сборы за проезд грузовиков, портовые сборы и т. д.). Сумма очень большая даже по меркам западных стран с устоявшейся экономикой. Дополнительная нагрузка приведет к еще более масштабному уходу компаний с рынка. В прошлом году в России и так стало почти на 300 тысяч компаний меньше. Создание еще одного фонда и введение дополнительных сборов только ухудшит ситуацию».
Введение взносов на страхование от безработицы плохо согласуется с заявленной еще в январе 2017 года на Гайдаровском форуме политикой снижения налогового бремени и обсуждаемым сейчас «налоговым маневром», который подразумевает сокращение страховых взносов работодателей с нынешних 30% до 21—22% от ФОТ. Понятно, что придуманные Минтрудом взносы на страхование безработицы добавятся к тем самым страховым взносам работодателя, которые планируют уменьшать. А их и при существующем уровне налогообложения не хватает, в первую очередь на образование и медицину.
«Предложения по «налоговому маневру» к нам не поступали и с нами не обсуждались, — заявили порталу Банки.ру в ведомстве Максима Топилина. — Минтруд России выступает против снижения ставок взносов в ПФР и ФСС. Снижение тарифов приведет к увеличению трансфертов из федерального бюджета и отрицательно скажется на правах граждан, в том числе пенсионных».
Инициативу можно обсуждать, если новый налог будет целевым образом браться из уже имеющихся социальных страховых отчислений, а не ляжет новой нагрузкой на бизнес, полагает Петр Пушкарёв. Иначе, уверен эксперт, бизнес только будет еще больше уходить в тень. «Те компании, которые все это честно платят, закладывают высокие налоговые издержки в цены товаров и услуг, за что расплачиваться приходится потребителю, то есть каждому из нас — в том числе и временно безработным, ради которых все и затевалось, — подчеркивает Пушкарёв. — Экономика — взаимосвязанный организм. «Кошмаря бизнес», пусть и с самыми благими целями, мы заставим страдать всех».
Пушкарёв предлагает выделить новый «налог» отдельной статьей в потоке налоговых отчислений, но сами эти отчисления в процентах не увеличивать, а налоговую массу поднять за счет собираемости и трехпроцентного роста НДС. Только тогда в страховке от безработицы будет рациональное зерно, считает эксперт. Он также предлагает сделать «налоговый вычет», скидку по налогу для компаний, создающих новые рабочие места свыше определенных пороговых нормативов. «Если компания и так, по сути, выполняет функцию борьбы с безработицей, нанимая больше сотрудников, чем увольняет, она должна иметь налоговые льготы», — считает эксперт.
Тень от няни
Параллельно с пересмотром законодательства о выплате пособий безработным Министерство труда всерьез занялось вопросами легализации скрытого дохода. Глава ведомства Максим Топилин заявил, что это одна из ключевых задач на 2017 год, причем гражданин сможет выбрать удобный ему способ легализации. «Это может быть платеж в государственные внебюджетные фонды (ПФР и ФОМС) или что-то другое, пока думаем», — сказал министр. И отметил, что нужно создавать «дискомфортные условия для тех, кто считает возможным жить в обществе и быть свободным от него».
«Речь не идет об официально зарегистрированных безработных гражданах, пенсионерах, учащихся, лицах, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, инвалидах и т. д.», — пояснили порталу Банки.ру в пресс-службе Минтруда, добавив, что законопроекта о таком обязательном платеже на данный момент не существует.
Ранее Минтруд называл ориентировочную цифру «налога на тунеядство» в 20 тыс. рублей, основываясь на подоходном налоге и взносе в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Также Минтруд выступил с инициативой ввести реестр или регистр неработающего населения на уровне субъектов РФ. Об этом заявил начальник отдела департамента правовой и международной деятельности ведомства Денис Корсаков на круглом столе в Совете Федерации, посвященном совершенствованию системы страховых взносов.
Работников теневого сектора, которые находятся во вполне трудоспособном возрасте, не зарегистрированы на бирже труда, не числятся ни работающими, ни индивидуальными предпринимателями, ни нанятыми, по разным оценкам, насчитывается от 20 млн до 22 млн человек. Такие цифры приводит директор центра налоговой политики экономического факультета МГУ Кирилл Никитин. По данным НИИ труда Минтруда, эта цифра несколько меньше — в районе 17 млн человек, или 22,3% от числа занятых (за три квартала 2016 года).
В III квартале 2016 года отмечался рост числа занятых в теневом секторе на 2%, по отношению к цифрам 2014 года — на 5%. Самый большой теневой сектор — в сельском хозяйстве, где нет нормальной статистики по личным подсобным хозяйствам. Второй по значимости сегмент теневого сектора (37%) — торговля. Остальные — это фрилансеры, няни, репетиторы, помощники по хозяйству и т. п., которые не оформляют отношения с работодателем и клиентами и, соответственно, не платят НДФЛ.
Не хотим страховаться, не хотят страховать
Инициатива Минтруда по введению страхования от безработицы появилась на фоне официально стабильного уровня безработицы в России. В последние годы она колеблется в районе 5,3—5,5% (более 4 млн человек) от экономически активного населения. В январе — феврале Росстатом был отмечен неожиданный всплеск до 5,6%, который Минтруд объяснил «сезонными факторами», но глобально тенденции это не меняет. Глава Минэкономразвития Максим Орешкин уверен, что уровень безработицы значительно снизится в 2017 году, и прогнозирует устойчивую динамику численности занятых на ближайшие три года.
Однако это внешняя сторона медали. Ни для кого не секрет, что риск потери работы в последние два-три годы существенно вырос, а на поиск новой уходит сейчас в среднем более шести месяцев. Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенному в декабре 2016 года, страх потери работы у россиян усилился по сравнению с началом года — индекс вырос на 6 пунктов. И это вполне естественно: по данным опроса «Ромир», в 2016 году почти четверть трудоспособного населения поменяла работу, причем около 50% были уволены. Почти треть из менявших работу не смогли трудоустроиться в срок до полутора месяцев.
Есть ли какая-то альтернатива введению новых страховых выплат для работодателей, если бюджет не справляется, а дополнительное финансовое бремя на компании вводить экономически нецелесообразно? Может ли работник защитить себя сам с помощью программ добровольного страхования? Оказывается, даже в условиях экономической нестабильности и крайне неблагоприятного для работника рынка занятости россияне не спешат сами страховаться от потери работы.
Некоторые страховые компании предлагают программы страхования от недобровольной потери работы, в основном как дополнение при кредитном страховании жизни, но также продают их и как отдельный «коробочный» продукт.
«На страхование от потери работы приходится незначительный объем рынка: как правило, этот риск включается при кредитовании в пакет страхования жизни заемщика, — говорит главный страховой аналитик Банки.ру Дмитрий Жуков. — Оценить его объемы очень сложно, так как он не выделяется в отдельный вид в официальной статистике, публикуемой ЦБ РФ. Перспектив для развития этого сегмента я не вижу: он по определению не очень интересен страхователям, так как это дорогое удовольствие. Он не очень интересен и страховщикам, поскольку в наших условиях риски очень высоки и плохо просчитываются. Кроме того, в этом виде страхования больше, чем в других, проявляется антиселекция — высокую премию готовы платить те, кто с большой долей вероятности вскоре потеряет работу. Те же, у кого все стабильно, не готовы платить за этот риск».
Экспериментировать с этим мало развитым у нас видом страхования готовы только лидеры рынка страхования жизни. «В данный момент наша компания рассматривает возможность запуска «коробочного» продукта, принимая во внимание реалии нашей страны, когда экономический подъем сменяется финансовым кризисом и ситуация на рынке труда может резко меняться», — сообщает генеральный директор компании «Ингосстрах-Жизнь» Владимир Черников.
Ольга КУЧЕРОВА, Banki.ru
Вся пресса за 7 марта 2017 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страхование жизни
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
20 января 2025 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 января 2025 г.
13 способов, которыми ИИ продвигает маркетинг страхования
|
|
РИА56, Оренбург, 20 января 2025 г.
Оренбургские водители могут дистанционно запросить выплаты по ОСАГО при любых ДТП
|
|
Главбух, 20 января 2025 г.
С 27 января изменятся ставки по ОСАГО
|
|
Курсив, Ташкент, 20 января 2025 г.
В Узбекистане внедряют рейтинг страховых компаний
|
|
Московская газета, 20 января 2025 г.
Аграрии не ждут милости от природы
|
|
Справедливая Россия, 20 января 2025 г.
СРЗП требует от Центробанка встать на защиту населения в вопросах ОСАГО
|
|
РИА Новости, 20 января 2025 г.
Пострадавшим при падении подъемника в клинике могут выплатить страховку
|
|
Live24.ru, 20 января 2025 г.
Онлайн-заявления по ОСАГО: новый формат для ярославских автовладельцев
|
|
Интерфакс, 20 января 2025 г.
В законе об ОСАГО предложено повысить лимиты выплат на 30% без корректировки тарифов
|
|
Банковское обозрение, 20 января 2025 г.
Страховщики в 2024 году стали отраслью с наименьшим числом чат-ботов
|
|
РИА Дагестан, 20 января 2025 г.
Автострахование в Дагестане подорожает с конца января 2025 года
|
|
Курган и курганцы, 20 января 2025 г.
Зауральцы стали чаще проходить диспансеризацию
|
|
СенатИнформ, 20 января 2025 г.
В СФ обещают новые привилегии для российских и белорусских туристов в РФ и РБ
|
|
Вслух.ру, Тюмень, 20 января 2025 г.
В Тюмени могут подешеветь полисы ОСАГО
|
|
Санкт-Петербургские ведомости, 20 января 2025 г.
Ставки сделаны. Полис ОСАГО станет дороже для «убыточных» автомобилей
|
|
Южный Федеральный, 20 января 2025 г.
Эксперт Мигаль прокомментировала новую инициативу для страховщиков по ОСАГО
|
|
korins.ru, 20 января 2025 г.
Глава НСИС Николай Галушин обозначил взаимосвязь между расширением лимитов ОСАГО и его ценой
|
 Остальные материалы за 20 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|